Здравствуйте, уважаемая публика! Сегодня мы поговорим о том, в каком духе желательно критиковать чужие работы.

Заниматься критикой чужих работ весьма полезное и нужное дело. Во-первых, развиваются вкус, профессиональное чутьё, намётывается глаз. Ведь на чужой работе ошибок замечаются намного легче, верно? А во-вторых, это замечательный способ поделиться опытом и завоевать уважение в дизайнерской среде. Так же данное занятие помогает поддерживаться себя “в тонусе” во время перерывов в работе.  Я, например, когда “отдыхаю” от фотошопа (или когда тупо нет клиентов :-) ) заглядываю на форумы дизайнеров и щедро одариваю критикой веб-дизайнеров и фотошоперов, нуждающихся в ней.

Теперь по порядку – какой должна быть ваша критика:

1. Следуйте простому мудрому правилу – критикуются работы, а не их создатели. Поэтому не переходите на личности, а так же не критикуйте в отместку за какие-либо обиды. К сожалению, многие люди (в том числе и профессионалы, типа Лебедева) думают, что критика непременно должна целиком состоять из поливания грязью всех и вся, направо и налево.

2. Теперь советую прочесть этот диалог, и перед публикацией сообщений с критикой перечитывать его

Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:

– Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг…

– Подожди, подожди! – прервал его мудрец. – Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

– Какие ещё три сита? – удивился мужчина.

– Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется, тогда расскажешь мне. Первое – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

– Не знаю… – с сомнением в голосе сказал посетитель. – Я слышал это от других…

– Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, – это нечто доброе, созидающее?

– Нет, не думаю, – честно признался собеседник. – Но…

Мудрец снова остановил его:

– Тогда возьмём ещё третье сито и поставим вопрос: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл?

– Нет в этом необходимости…

– Значит, – улыбнулся Сократ, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя

Да-да, именно так. Критика тоже должна иметь созидающий характер и помогать автору развиваться, а не отбивать желание работать и совершествоваться.

3. побольше советов. Этот пункт вытекает из предыдущего. Если вы видите какую-то ошибку, укажите на нее и хотя бы кратко, но дайте понять автору, каким образом ее можно устранить.

4. Замечайте позитив в работах. Если вам понравился какой-либо элемент в работе своей свежестью, новаторством и т. д. – не молчите. Всегда указывайте в работах как минусы, так и плюсы.

5. Излагайте мысли последовательно, конструктивно. Сформулируйте свой отзыв так, чтобы он стал максимально простым для восприятия. Я, например, сначала пишу о грубых, кидающихся сразу в глаза ошибках, затем перехожу на более мелкие и незначительные, четко разделяю + и – , после чего резюмирую все вышесказанное одним емким предложением, в котором выражаю общее впечатление.

6. Будьте вежливы, тактичны (см п. №1 и №2). Если автору что-то непонятно, объясните ему еще раз, более доступно и наглядно. Но он упорно настаивает на своей гениальности и мастерстве, при этом выставляя напоказ откровенную порнуху, то…  просто игнорьте.

Выполняя эти несложные правила, вы сможете завоевать уважение на многих форумах, посвященных КГ.

2 Комментариев на “Как грамотно и тактично дать критику работам дизайнеров”

  1. Unisender Says:

    Думаю, изначально целесообразно дать критику самому себе за то, что не удалось объяснить дизайнеру конкретно, что ты от него хочешь. Ведь можно всё обсудить ещё до начала работы. Думаю, дизайнеры не дадут соврать, что многие заказчики оформляют ТЗ в стиле “вот не знаю, как – доверяюсь Вашему мастерству” – с этого всё и начинается. Опытный дизайнер никогда не возьмётся за проект, пока у него на руках не будут конкретные требования заказчика.  

  2. admin Says:

    Большое спасибо за дополнение! Правда тут речь шла больше о форумах и сообществах, на критике со стороны заказчика акцент не делался.